Для решения задачи на тему переливания воды между сосудами с использованием программы «КуМир» необходимо применить пошаговый алгоритм, который позволяет достигнуть результата, когда в каждом сосуде будет по 4 литра воды. Давайте разберем решение подробно.
Условия задачи
- В наличии три сосуда:
- Сосуд A — 12 литров (вначале заполнен полностью).
- Сосуд B — 8 литров (пустой).
- Сосуд C — 5 литров (пустой).
- Цель: добиться, чтобы в каждом сосуде оказалось по 4 литра воды.
Общий принцип решения
Для выполнения задачи нужно переливать воду между сосудами, учитывая их объемы, чтобы в конце каждого переливания соблюдались ограничения:
- Нельзя перелить больше воды, чем вмещает сосуд.
- Нельзя перелить больше воды, чем есть в текущем сосуде.
Чтобы реализовать алгоритм в программе «КуМир», нужно следовать пошаговой инструкции.
Шаги для выполнения задачи (ручное решение)
Начальное состояние:
- A = 12 литров
- B = 0 литров
- C = 0 литров
Переливаем 8 литров из A в B (заполняем B полностью):
- A = 4 литра
- B = 8 литров
- C = 0 литров
Переливаем 5 литров из B в C (заполняем C полностью):
- A = 4 литра
- B = 3 литра
- C = 5 литров
Переливаем 4 литра из C в A (опустошаем C до 1 литра):
- A = 8 литров
- B = 3 литра
- C = 1 литр
Переливаем 3 литра из B в C (заполняем C полностью):
- A = 8 литров
- B = 0 литров
- C = 4 литра
Переливаем 4 литра из A в B:
- A = 4 литра
- B = 4 литра
- C = 4 литра
Итак, после этих действий в каждом сосуде находится по 4 литра воды.
Алгоритм для программы «КуМир»
Программа реализуется с помощью последовательности шагов, которые соответствуют описанным действиям. В «КуМир» можно использовать переменные для хранения текущего количества воды в каждом сосуде и процедуры для переливания воды.
1. Инициализация переменных
var A, B, C: цел // A, B, C — количество воды в сосудах
A := 12 // Сосуд A изначально полностью заполнен
B := 0 // Сосуд B пустой
C := 0 // Сосуд C пустой
2. Описание процедуры переливания воды
Создаем процедуру для выполнения переливания воды между сосудами:
процедура Перелить(из: цел, в: цел, макс_объем: цел): цел
если из >= макс_объем - в тогда
результат := макс_объем - в // Переливаем столько, чтобы сосуд в не переполнился
иначе
результат := из // Переливаем всё, что есть в сосуде из
конец если
конец процедура
3. Основной алгоритм
Применяем пошаговый алгоритм, используя процедуру переливания:
// Шаг 1: Переливаем из A в B
лит := Перелить(A, B, 8)
A := A - лит
B := B + лит
// Шаг 2: Переливаем из B в C
лит := Перелить(B, C, 5)
B := B - лит
C := C + лит
// Шаг 3: Переливаем из C в A
лит := Перелить(C, A, 12)
C := C - лит
A := A + лит
// Шаг 4: Переливаем из B в C
лит := Перелить(B, C, 5)
B := B - лит
C := C + лит
// Шаг 5: Переливаем из A в B
лит := Перелить(A, B, 8)
A := A - лит
B := B + лит
4. Проверка результата
После выполнения всех шагов проверяем, что в каждом сосуде оказалось по 4 литра:
если (A = 4) и (B = 4) и (C = 4) тогда
написать("Задача решена! В каждом сосуде по 4 литра.")
иначе
написать("Ошибка! Решение неправильное.")
конец если
Итог
Данный алгоритм описывает, как можно решить задачу вручную и запрограммировать её в среде «КуМир». Основные этапы включают пошаговое переливание воды с учетом ограничений на объемы сосудов. В конце результат проверяется, чтобы убедиться, что условие задачи выполнено.